О системе образования «ЛНР» коротко рассказать не выйдет, потому что как хороший грузинский тост будет это длинным рассказом со множеством побочных сюжетных линий.

Начиная с рождения ребенка, в семье, где этот ребенок не был случайным, все только и говорят, что о его развитии. И, конечно, для таких вот озабоченных развитием своего ребенка родителей есть целый спектр образовательных услуг в многочисленных частных развивающих студиях – от 100 до 200 рублей за занятие.

Можно начинать с нескольких месяцев и присутствовать на руках у матери, но дальше – больше и на любой вкус и бюджет. В основном это всевозможные студии с уклоном в прикладное творчество. Восемь занятий в месяц в «государственной» студии развития обойдутся в 450 рублей (на расходные материалы), частным образом – от 800 рублей и выше.

Спектр услуг примерно одинаковый – детский фитнес, лепка, пение, рисование, аппликация. Продвинутые родители считают делом престижа посещать такие занятия – дети ходят на них с удовольствием, вместо занятий им частенько ставят мультфильмы, но все вместе выглядит почти пасторальной картинкой – чистенькие детки идут на свои занятия, а няни ждут их в холле. Здесь и выборка, и определенный контингент, и это не детский сад, где все сидят на одних горшках.

Кстати, с детскими садами после войны не ясно. Если до 2014 года все хорошо знали, что детский сад на улице Даля – элитный, куда брали после благотворительного взноса в 2000 гривен, иначе мест там никогда не было, то после войны все резко поменялось. В саду сменилось руководство, и брать туда стали всех. Революция в чистом виде, когда моряки и солдаты прошлись сапогами по институту благородных девиц. Конечно, ни о какой выборке и элитности уже и речи нет.

И случаи, когда мальчик из неблагополучной семьи вывихнул шею девочке из хорошей семьи, пока воспитатели смотрели куда-то в сторону, не такие уж редкие. Воспитатели вздыхают о тех временах, когда к саду подвозили детей на машинах с водителями со всеми города. Сейчас для такой категории открыты частные детские сады и студии развития, где в связи со стоимостью пребывания там сомнительной компании рядом уже не будет.

Нужно было отвечать на логические вопросы, читать, считать и не робеть. Если ребенок предшкольного экзамена не сдавал, родители шли с двумястами американскими долларами к директору, и вопрос решался в пользу ребенка.

Атмосфера сейчас жутко нагнетается перед школой. Найдется с десяток знакомых, кто округлит глаза – как, вы не готовитесь к школе?! И поступление в школу напоминает подготовку к полету в космос, когда нужно быть готовым абсолютно ко всему. Для тех, кто не может подготовить ребенка самого, есть многочисленные студии, которые за 150 рублей в час предлагают научить ребенка всему необходимому перед школой.

В одной из таких школ детям не ставят троек, чтобы не потерять контингент учащихся. За каждую тройку учитель отчитывается перед директором, а плохая оценка считается. недоработкой самого учителя. В другой школе почти ничего не требуют, чтобы дети и родители были довольны. Но здесь все зависит от целей.

Если задача родителей просто в пребывании ребенка к школе, они довольны смайликами вместо оценок и отсутствием домашних заданий, если родители ждут качества знаний, школу нужно выбирать соответствующую.

И, пожалуй, здесь самые большие ножницы – школа дает знания. Да, в той же 36-й школе без китайского как до 2014 года от отсутствия учителя, но все же с двумя иностранными языками. А что дальше? Дальше можно выбирать вуз и специальность. На любой вкус – и ландшафтный дизайн, и экологию, и нанотехнологии, и архивоведение, и стоматфакультет.

Вопрос в другом – как там будут учить? Часто – никак. Нет кадров, нет методических материалов и учебных пособий, нет студентов на дневном отделении и у всех нет никакой мотивации качественно учить и учиться от крайне низкой заработной платы, отсутствия перспектив и местных дипломов.

И выходит, что усилия со студиями развития, лучшей школой в городе, репетиторами и прочим наталкиваются на то, что в школе ребенок научился большему, чем за пять лет обучения в вузе. Приходя на филологический факультет, студент часто уже работает по будущей специальности и уже знает достаточно, чтобы расслабиться на следующие пять лет обучения.

Многие студенты не скрывают, что деградируют за пять лет в вузе. Есть и такие случаи, когда студент, имея желание учиться на дневном отделении, сталкивается с тем, что он в группе один. Остальные студенты – мертвые души, которые числятся только на бумаге, а преподавателей катастрофические не хватает. Поэтому после первого месяца в режиме одной пары в день студент принимает вполне рациональное решение не ходить на занятия, как и остальные в группе, а преподаватели только и рады тому, что эта пара у них окажется свободной, но войдет в нагрузку.

Да и сама атмосфера в вузе подталкивает к тому, чтобы студент только числился в университете. Но на выходе он получит диплом и станет специалистом редкой и узкой специальности. Ситуация почти такая же как с тройками в школе – контингент сохраняют, никого не отчисляют и за студентов борются. Но любое престижное образование очень похоже на популизм – на словах и без подкрепляющих действий.

И если вузы делают наборы, что же говорить о средне-специальном образовании, которое напрочь утратило свой престиж. И единственное, чем могут еще взять училища, это обещанием действительно дать профессию – стричь, чинить машины или делать маникюр. А на сегодняшний день именно этот один навык часто кормит лучше, чем несколько дипломов о высшем образовании.

Читайте аналитику и блоги прямо у себя в Мессенджере или Фейсбуке